Если ребенок перебивает

Оригинальный пост http://www.livejournal.ru/themes/id/55011

Наверное, каждый родитель со «стажем» больше года согласится с мудрым афоризмом: «Сначала мы хотим, чтобы ребёнок пошёл и заговорил, а потом – чтобы сидел и молчал».





Наверное, каждый родитель со «стажем» больше года согласится с мудрым афоризмом: «Сначала мы хотим, чтобы ребёнок пошёл и заговорил, а потом – чтобы сидел и молчал».



Словоохотливое дитятко, совершенствуя ораторское мастерство, бесцеремонно вмешивается в любые разговоры взрослых. Мамина беседа с подругой сопровождается суфлёрской подсказкой, папино общение с коллегами по телефону – вопросом «А кто это звонит?», который повторяется до тех пор, пока не будет получен ответ.

Просьба не перебивать действует на ребёнка лишь в течение пяти минут. Существуют ли другие действенные меры, кроме заклеивания рта пластырем?



1-3 года

Речевые реакции маленького ребёнка так же непроизвольны, как внимание, память и другие психические процессы. Он функционирует в режиме чукотской песни: «что вижу – о том пою». Поэтому бесполезно убеждать малыша в том, что перебивать взрослых нехорошо.

Он не может не перебивать – так же, как автоматический конвейер не может менять скорость штамповки деталей, подстраиваясь под настроение рабочих. Кроме того, ребёнок не может допустить, чтобы часть продуцируемой информации не дошла до вас из-за того, что вы отвлекаетесь на общение с другими людьми.

Причиной такого поведения является не только несформированность представлений о правилах хорошего тона, но и жёсткий закон природы: ребёнок не может развиваться без постоянной интерпретации родителем воспринимаемой информации. Дай волю этим взрослым – и они часами будут болтать со знакомыми вместо того, чтобы объяснять, зачем кошка полезла на дерево, и почему дядя открыл багажник машины. Тем не менее, чтобы найти баланс между действием законов природы и собственными потребностями, необходимо перевести «конвейер информации» в режим ручного управления.


1. Перед тем, как начать с кем-то разговаривать, предупредите ребёнка об этом, обозначив время предполагаемого окончания беседы. Иначе малыш будет беспокоиться из-за неопределённости ситуации. Например, вы можете сказать ему: «Мне позвонила тётя Наташа. Я поговорю с ней, пока ты сделаешь куличик из синего ведра».

2. Позаботьтесь об интересном деле для малыша на время вашего разговора, если сам он не знает, чем заняться. Не забывайте о том, что, даже если вы разговариваете по телефону, у вас занята всего одна рука. Вторая же в это время может качать ребёнка на коленях, наклеивать звёзды на открытку для бабушки или натягивать платье на куклу.

3. Будьте лаконичны во время разговоров! 5-7 минут терпения для малыша – это предел (если вы, конечно, не посадили его смотреть мультики).

4. Во время разговора с кем-то не отворачивайтесь от ребёнка. Время от времени поддерживайте с ним глазной контакт, улыбайтесь, машите рукой и т.д. Такое поведение создаст у него иллюзию участия во взрослой беседе.


4-6 лет

Ребёнок считает себя ужасно взрослым и компетентным в самых разных темах. Поэтому он вовсе не перебивает, а поправляет, уточняет или разъясняет. Вдруг без него вы что-то упустите? Он находится в том возрасте, когда полученные знания подвергаются первым попыткам обобщения. Например, паук – это зверь или птица? Бабушка – это большая девочка или пожилая женщина? Вездесущего «почемучку» распирает от собственных умозаключений, и он жаждет поделиться ими.
Поэтому очень часто дошкольники встревают в разговор с вопросами, имеющими универсальное начало: «А вы знаете, что…». Далее может последовать изложение теории происхождения Вселенной или сообщение о технических характеристиках танка Т-34. Как бы ни раздражало такое поведение ребёнка, очень важно вести себя таким образом, чтобы не задушить его познавательную активность.

1. Не стоит объяснять ребёнку, что он ещё не дорос до «взрослых» разговоров. Лучше сделать акцент на том, что сейчас вам очень важно выслушать мнение собеседника, поскольку вы с ним скоро расстанетесь на неопределённое время.

2. Объясните ребёнку, что нужно высказываться по очереди, чтобы можно было разобрать слова каждого человека. Если это правило не соблюдать, получится шум, а не разговор.

3. Учите дошкольника придерживаться заданной темы. Как только он попытается перебить вас очередной репликой, напомните: «Мы сейчас разговариваем не о самолётах, а о работе».

4. Заводите с ребёнком разговор о правилах приличия не в тот момент, когда он вас перебивает, - он вряд станет внимательно слушать, потому что охвачен идеей непременно донести до вас свою бесценную мысль. Лучше знакомить его с этикетом с помощью специальных книжек, написанных с юмором, - например, «Вредных советов» Г. Остера. После каждого стихотворения «случайно» вспомните случай, когда ребёнок вёл себя так же невоспитанно. Не стыдите его, а предложите придумать, как можно было поступить по-другому.

5. Если привычка перебивать выражена у ребёнка очень ярко, помогите ему оказаться на вашем месте. Перебейте, когда он разговаривает с друзьями или вмешайтесь в его игру, чтобы дошкольник мог убедиться, как это неприятно.


Рекомендации для тех, чьим детям от 7 до 12 лет