Нужно любить свои ошибки. Сказ о моем интернет-магазине продуктов в #krasnodar

Оригинал взят у akornev в Нужно любить свои ошибки. Сказ о моем интернет-магазине продуктов в #krasnodar
Сегодня речь пойдет об ошибках. А точнее - об одном провальном проекте. Чуть меньше года назад я написал пост Региональный старт-ап на миллион. Тогда я деталей проекта не раскрыл. Вообще не написал, что за проект. Вот сейчас-то это и исправим :)



А катализатором сегодняшнего поста стала заметка в Forbes Натальи Кулаковой Судьба стартапера: как я закрыла интернет-магазин. Потому что именно с её московского стартапа я и слизал идею. И загорелся сделать локальный продуктовый интернет-магазин именно с её рассказов. Они закрыли свой магазин спустя три года, в конце прошлого года. А я всего спустя пол года, осенью 2011. Теперь немного фактов и цифр о моем проекте.

Начал я его думать еще в конце 2010го. В начале 2011 активно собирал информацию. К середине января уже нашлась команда. 4 февраля зарегистрировали компанию с уставным капиталом в 100 тыс. И еще 400 тыс внесли на счет. Команда, кстати, подобралась хорошая. Мой брат под этот проект вернулся из Москвы. Он занялся автоматизацией. Другой партнер - Женя - отвечал за закупки, поставщиков и склад (Женя - привет!). Еще партнер Андрей стал курьером. В первые же месяцы я дал объявление и нашел отличного офис-менеджера Ольгу (Оля, привет!). Хотя она была чистым наемником, она отлично вписалась в нашу команду и здорово помогала. Она занималась документооборотом, работой с прайсами поставщиков, оформлением товаров для сайта и т.п.

Надо сказать, что подошли к делу мы серьезно. Строили, как говорится, на века! Мы сняли большой склад. 150 кв.м. (Москвичи, между прочим, сняли всего 30 кв.м.). У нас была своя доставка. Женя обивал пороги поставщиков. И ему удалось достучаться до некоторых производителей, заинтересовать новой сферой. И нам дали очень хорошие цены. Правда, просили огромные объемы. Но некоторым нравилась просто сама идея. И они соглашались. Так мы заключили договоры поставок с Юнимилк, «Вимм-Билль-Данн», колбасным заводом Холодцов, нашли поставщика европейских сыров, и т.д. На стороне автоматизации мы на базе 1С сделали мощную систему, позволяющую обновлять цены прямиком с прайсов поставщиков и синхронизирующую все это добро с сайтом. Да и ассортимент получился не маленький. Больше 3000 позиций! Около 20 поставщиков! Назвались мы Maete. С таким вот французским акцентом :)

Такое вот лого сделали.



На старт мы придумали акцию. Дать огромные скидки, около 30% от закупочной цены. Но с условием. Товар по акции к открытию оформляется сейчас, а доставляется - через неделю, после официального открытия. Как бы предзаказ получился. Таким образом мы хотели понять, что именно будет покупаться лучше всего. И исходя из этого подогнать ассортимент.

Раструбили об этом на весь интернет. Каюсь, я платил за некоторые статьи. И деньгами, и товаром :) Это сейчас я стал убежденным сторонником никогда-не-платить-за-статьи-о-себе. А тогда был простым. Сам писал отличный материал, и еще и платил за публикацию. Что и говорить, редакторы были в восторге! И потом еще долго пытались сорвать с меня деньги на абсолютно бесполезные рекламные акции. Ну да ладно.

Так вот. В первый же день акции первый заказ пришел через 30 минут после начала приема заказов. И дальше они посыпались в невероятном объеме. Заказы были и по 3, и по 5 тыс. По 100 и по 200 наименований. В итоге за первый день мы набрали около 50 тыс заказов. И не получили статистики по продажам. Потому что народ брал равномерно практически все. Никаких закономерностей! В то время я был, наверное, единственным продавцом, который продавал товар себе в убыток и был счастлив :) Правда, когда таких заказов стало слишком много, мы занервничали. Ведь каждый заказ - это наши убытки!

Как оказалось потом, цены на продукты очень эластичны. Стоило нам поднять цены хотя бы до уровня наших закупочных, как продажи прекращались полностью. И никакие акции, реклама.. ничего не помогало.

Шло время. Мы продолжали добавлять описания и изображения к товарам на сайте. А товаров, еще раз, более 3 тыс наименований! Даже если на каждый тратить по несколько минут получится очень долго. А реально, чтоб найти описание, хорошее фото, поправить название, заполнить поля калорийности, производителя и т.п. уходило значительно больше времени. Словом, это было одно из тех дел, которое кажется маленьким, когда только планируешь дело. А в реальности оказывается совсем наоборот.

Со временем заказы стали появляться. Это были в основном молодые мамаши. Но заказов было катастрофически мало. Мы работали в убыток. А у нас был свой склад. На нем лежала продукция. Были сотрудники. Был офис.

Потом у продукции стали заканчиваться сроки годности. И нам приходилось списывать больше товара, чем продавать.

Это было начало лета. Я активно думал, как реанимировать бизнес. Как сделать его прибыльным. Получалось, что нам нужны были обороты. Выход был найден в организации сети мини-маркетов, они же точки самовывоза. Они же - место, где будет происходить оборот товаров, чтоб не было просрочек.

И мы почти что дозрели до этой мысли. И даже деньги можно было найти. Пока я вдруг не подумал. Если онлайн бизнес приносит убытки. А оффлайн магазины - прибыль. То в чем смысл вешать на прибыльное дело убыточное? :) Не лучше ли эти деньги пускать сразу в развитие прибыльного дела? :) Вроде бы очевидные вещи. Вкладываться туда, где прибыль. Но когда ты уже вложил душу в какое-то дело - сложно от него отказаться. Сложно закрыть, поставить крест. Зафиксировать убытки. А убытков набежало больше миллиона. Причем себе зп мы не платили.

В начале мы просто прекратили прием заявок. Распродали и списали товар. Закрыли склад. Оставили сайт. Думали перейти на ассортимент Метро. Затем просто повысили сильно цены. Чтоб никто в здравом рассудке не купил товар. А мы бы могли по посещаемости сайта отслеживать интерес к этому делу. И если вдруг пошел бы трафик с поисковиков (а мы были на первом месте в яндексе по Краснодару) - мы бы реанимировались.

Потом я решил попытать счастья и продаться какой-нибудь крупной сети магазинов. Я пообщался с руководством Магнита, Табриса, Титана (последние две - краснодарские сетки сегмента средний+). Все в один голос сказали, что рынок не дозрел.

И в итоге мы окончательно закрылись.

Вся история заняла около года. За это время мы получили кучу опыта в продуктовом ритейле и потеряли кучу денег.

Я вынес для себя много важного. Во-первых, как я писал в предыдущем посте, я стал особенно ценить проверенные бизнес-модели. Старт-ап - это интересно, драйвово, дико перспективно, но высокорискованно. Шанс стать Цукербергом есть. Но он критически мал. А в проверенной бизнес-модели ты не станешь Абрамовичем за год или два. Зато не потеряешь кучу денег. При грамотном подходе будешь потихоньку развиваться, строить актив. В идеале нужно иметь и стабильный проверенный бизнес, и вкладываться в 5-7 интересных идей.

Работа с поражениями очень важна. Очень важно научиться с ними справляться. "Без поражений нет побед." У меня единственного из команды был бизнес-опыт. Я уже сталкивался с поражениями: и большими, и маленькими. А вот другие члены команды перенесли провал гораздо хуже. И до последнего надеялись, что каким-то чудом, которое никому не известно, бизнес начнет генерировать прибыль.

Мне же, как бизнес-единице, гораздо важнее генерировать прибыль, а не цепляться за проекты. Если я вижу, что проект не удался, и не выйдет в плюс даже в течении нескольких лет - я должен его закрыть. Перевернуть страницу. И сконцентрироваться на других проектах. Время, потраченное на другие проекты, может быть гораздо более плодотворным в плане прибыли. А прибыль очень важна. Без денег, без прибыли - нет развития, нет движения, нет жизни. Я не могу себе позволить генерировать убытки.

Возвращаясь к самой идеи продуктового интернет-магазина. Я уверен, что когда-нибудь этот сегмент превратится в солидный бизнес. Может быть это случится через 5 лет. Может - через 10. Должна быть соответствующая инфраструктура: дороги, без пробок, массовый дешевый интернет. Мое общение с руководством того же Магнита это подтверждает. Ребята держат руку на пульсе. Мониторят рынок. Пока рынок не готов. Но когда он станет интересен крупным игрокам - тогда мы и увидим наконец хороший сервис он-лайн покупки продуктов.

Ну а я пока что займусь другими проектами. Прибыльными :)