Конечные бенефициары

Оригинал взят у andreysemenov в Конечные бенефициары

Слушал выступление роспиловцев на заседании "Открытого правительства". В числе прочего ребята предложили раскрытие конечных бенефициаров победителей тендеров. 
Вся эта тема (с конечными бенефициарами) - один большой цирк. 




Представим юрлицо. Открытое акционерное общество. Скажем, 300 000 акционеров. И одно из подразделений юрлица (пусть даже дочка) участвует в тендере. У него требуют раскрыть ВСЕХ собственников до физических лиц с ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ. 
Такая практика уже сейчас есть в любом тендере, который проводится компанией с госучастием (даже "внучатым"). 
Господа и дамы, это полный и редкостный БРЕД.
Оно полностью и категорически невыполнимо. Получить сведения о всех акционерах можно только у реестродержателя. Это такая компания, которая "считает" акционеров. Не знаю, обязан ли реестродержатель выдавать такую информацию всем подряд ("дочка" ОАО не может обязать ОАО выдать сведения о своих акционерах). Но реестродержатель - единственная компания, которая владеет такой информацией. 
Выданная информация устареет еще на этапе распечатывания. Если акции компании обращаются на бирже, то состав акционеров может меняться ДЕСЯТКИ РАЗ В СЕКУНДУ. 
Далее. Чтобы полностью удовлетворить требования о раскрытии информации, мы должны теперь из 300 000 акционеров (часть из которых уже не акционеры, но это пустяк) выбрать юрлиц и сделать запросы их реестродержателям (в случае с ОАО), либо в налоговую (в случае с ООО). Запрос в налоговую, если не ошибаюсь, стоит 200 рублей. Значит, если из 300 000 акционеров хотя бы 1000 будет ООО, то только запрос обойдется в 200 т.р. без стоимости пересылки, бумаги, работы людей, износа оборудования и т.д. Далее, если в составе участников ООО будут юрлица, то снова запросы и так до бесконечности. Ну и пока мы этим занимаемся, состав акционеров постоянно меняется. 
Далее - зарубежные участники/акционеры. Если в числе акционеров будет замечена оффшорная компания, то необходимо делать запрос в страну, где эта компания зарегистрирована. А там такие сведения не выдают, либо выдают сведения о номинальных держателях (это такой Христо Попандопулос, на которым 14 000 разных юрлиц, принадлежащих, на самом деле, совершенно другим людям). Без запроса Интерпола получить информацию о конечных бенефициарах просто невозможно. Иначе зачем люди регистрируют оффшоры? 
Вы скажете, я драматизирую? Такого, дескать, быть не может. Еще как может! С начала этого года, как рассказывают информированные люди, это стопроцентная повседневная практика ВСЕХ компаний с госучастием. Попробуйте безопаснику завода объяснить, что ответ на запрос невозможен. Бесполезно. У него распоряжение премьера. 
Ну и да - очень часто на подготовку тендерной документации у участника есть недели 3-4. За это время собрать всю вышеописанную информацию (даже если предположить добросовестные попытки это сделать) абсолютно нереально. 
Ну и последняя деталь. Сам характер распоряжения (легко можно найти в сети) говорит о том, что премьер считает всю эту ...добратию с гражданским кодексом, законом, конституациями-шмонституциями - полной фигней. Он уверен, что каждое юрлицо реально знает о всех своих конечных бенефициарах. Что все поделено, распилено и всем известно. 
Надо ли говорить, что подобные подходы абсолютно бессмысленны как инструмент борьбы с коррупцией. Сделать фиктивную конторку, зарегистрированную на Пипкина Ивана Петровича, - легче легкого. Или еще проще - перевести существующую конторку на свою секретаршу, закрепив ее покорность известными методами (встречал договоры займа на колоссальные суммы как самый простой вариант, и хитроумные схемы, которые раскрывать слишком долго, как самый сложный). Уверен, продуманные ребятки быстро сориентируются, а целый ряд вполне добросовестных подрядчиков уже оказались в пролете. 

Иногда кажется, что все антикоррупционные меры имеют своей целью одно - укрепление и централизацию коррупции. Чтобы на местах воровали поменьше, ибо центру не хватает. Рад был бы ошибаться.