Урок 12. Кассовый разрыв.

Урок 12
Кассовый разрыв

Цель: научиться предвидеть и предотвращать кассовые разрывы
Сложность: ■■■


Здравствуйте!

Давайте разберемся на берегу: кассовый разрыв — это не то же самое, что дефицит бюджета.

Кассовый разрыв — это когда вы прибыльные, но из-за отсрочек и предоплат у вас временно нет денег. Например, продаете товар через месяц, но расплачиваетесь с поставщиками сейчас. Или когда вы сегодня платите зарплату за проект, который вам оплатят через два месяца.

Дефицит — это когда вы убыточные, и закономерно вам однажды не хватит денег. Например, если вы несколько лет проедали кредиторку, и однажды настало время расплачиваться по старым долгам.

Кассовый разрыв — временная трудность. Дефицит — настоящая беда. Кассовый разрыв нужно решать платежным календарем и ОДС. Дефицит — с помощью отчета о доходах и расходах и фундаментальной переработки бизнес-процесса.

Кассовый разрыв — временно не хватает. Дефицит — не хватает всегда.

Типовая ситуация и простое решение

Самая распространенная ситуация кассового разрыва — это когда вы закупаете товары у поставщиков с предоплатой, а продаете условно через месяц. После продажи вы получаете выручку, которая как бы покрывает расходы на закупку товара. Но физически в момент закупки у вас этих денег не было.

Деньги, которые вы тратите на закупку товара, называются оборотными средствами — или обороткой. Самый простой способ закрыть кассовый разрыв — взять кредит под пополнение оборотки.

Кредит под пополнение оборотки — стандартная, простая и понятная процедура. Банк изучает ваш бизнес-план и фин. модель, считает риски, и если все сходится — дает кредит на 6-18 месяцев. На момент написания этого урока банки рекламируют кредит под пополнение оборотки за 14-18% годовых.

Когда вам точно не дадут кредит:


  • если нет финмодели или подробной фин. отчетности;

  • если вы планово теряете деньги;

  • если у вас уже есть просроченные кредиты;

  • если вам нужна сумма, в разы превышающая ваш месячный оборот.

Отсюда вывод: самый простой способ защитить себя от кассового разрыва — иметь нормальную финмодель и нормальные финансовые отчеты. Даже если у вас наметится кассовый разрыв, вы сможете получить кредит.

Как предвидеть кассовый разрыв

Главный инструмент предвидения — это ОДС, построенный на будущее с учетом обязательств клиента. Вроде того, что мы строили для эвент-агентства: наверху обязательства, внизу движение денег.

Построенный на будущее ОДС по-другому называется платежным календарем. Вы как бы планируете платежи и поступления, опираясь на сезонность, обязательства и какие-то другие соображения.

Построить ОДС на будущее довольно легко в сервисе «Финмодель»: сначала указываете основные параметры бизнеса:

Потом учитываете сезонность, предоплаты и постоплаты, получаете потенциальную картину кассовых разрывов:

И здесь же смотрите, как уменьшить кассовый разрыв. Например, в нашем случае его удастся уменьшить, если сократить разрыв между предоплатой поставщику и постоплатой от клиентов. В этом примере мы просто договорились с поставщиком о предоплате 70%, а не 100%, и кассовый разрыв — пуф:

Если вам нужен платежный календарь с пояснениями, что за платежи вас ждут, можно использовать форму ОДС, добавив в нее столбцы с остатками:

Из такой таблицы легко построить наглядный «график сгорания» и видеть, когда конкретно кончатся деньги.

Закрытие кассового разрыва

Помимо кредита в банке есть еще несколько способов быстро пополнить оборотку.

Продажа части основных средств: мебели, компьютеров и т. д. Особенно актуально для компаний, которые регулярно обновляют парк компьютеров, а старые складывают в кладовку на будущее. Будущее настало: можно продавать.

Договориться с поставщиками об отсрочке разово или навсегда. Помните, что поставщикам вы не менее важны, чем они вам. Просто позвоните и договоритесь об отсрочке — это не так страшно, как кажется на первый взгляд. Иногда такие переговоры приводят к более масштабным изменениям — например, вы становитесь эксклюзивным продавцом или расширяете ассортимент на более выгодных условиях.

Сократить расходы заранее. Если через четыре месяца вас ждет кассовый разрыв, подумайте о том, чтобы его обойти за счет экономии внутренних ресурсов. Например, найти ненужного подрядчика и отказаться от его услуг. Например, в этой ситуации самое время проверить, хорошо ли работают ваши сеошники, нужно ли платить столько за поддержку сайта, нужен ли такой дорогой колл-центр и т. д.

Сокращение, кстати, дает долгосрочный эффект. Вы не только избегаете моментного провала в деньгах, но и в целом повышаете эффективность бизнеса, делаете его более жизнеспособным.

Закрывать разрыв из другого направления бизнеса. Если у вас несколько направлений, в одном из которых есть деньги, а в другом — разрыв, то можно перераспределить часть денег, чтобы покрыть разрыв.

Помните, что покрывать разрыв из другого направления можно только тогда, когда вы точно знаете, когда эти деньги вернутся и в каком объеме. И только если вы уверены, что это разрыв, а не убыток.

Часто бывает так: чтобы прокормить инвестпроект в одном направлении бизнеса, собственник берет кредиторку из другого (и садится в тюрьму за долги). Но вы уже знаете, что нельзя просто так финансировать инвестиционную деятельность из операционной, тем более — из кредиторки.

Поэтому будьте осторожны: финансируйте только разрыв, только на основе четкой финмодели и только если это разрыв в операционке. Если вам не хватает денег на инвестиционную деятельность — что-то не то в модели.

Действуйте на опережение.
Если спохватиться в последний момент —
будет поздно.

Как нельзя решать проблему кассового разрыва

Помните, что истинный кассовый разрыв — это временная трудность. Из-за него не нужно тормозить инвестпроекты, отказываться от клиентов или в панике продаваться более крупным игрокам.

Чего нельзя делать при кассовом разрыве:


  • Паниковать и совершать резкие движения: продавать доли, резко привлекать инвесторов, искать помощи у фондов.

  • Резко скидывать цены на товар, чтобы скорее высвободить деньги — подведете себя и рынок.

  • Продавать личное имущество и закрывать разрыв вырученными деньгами. Это снизит качество жизни и не решит системные проблемы бизнеса.

  • Жаловаться в Фейсбуке на то, как тяжело вести бизнес. К вам в комментарии набегут финансовые эксперты и будут вешать вам на уши, что вы ничего не понимаете в бизнесе. Толку от этих людей почти никакого, а шума много.

Запомнить


  1. Отличайте кассовый разрыв от убыточного бизнеса. Кассовый разрыв — это не конец света, а временная трудность.

  2. Предвидьте кассовый разрыв с помощью ОДС и платежного календаря. Действуйте на опережение.

  3. Закрывайте кассовый разрыв кредитом, внутренним займом, сокращением расходов или более удобными условиями поставки.

  4. Не паникуйте и не принимайте эмоциональных решений.

Что дальше

Мы охватили все темы, связанные с учетом движения денег. Далее — активы и балансовый отчет. Будем отвечать на вопрос, куда зарыты деньги.

Берегите финансы!
До скорого!