Как утонуть с миллионами на счетах..

В бизнесе есть распространенная и, в общем-то, правильная практика — следить за расчетным счетом. Если на нем достаточно средств, руководитель инвестирует в развитие, если денег мало — сокращает расходы. Бывают хорошие периоды, бывают плохие, но в целом бизнес на плаву.

И тут случается странное: бизнес мгновенно тонет. Буквально за два месяца деньги испаряются, поставщики подают на вас в суд, фирму разбирают, в СМИ грандиозный скандал. А руководитель даже не понимает, что это было. А чаще всего это была детская ошибка: не отличать своих денег от денег поставщиков.  Так случилось с героем нашей сегодняшней истории, Василием, руководителем сайта по продаже авиабилетов. Назовем его сайт «Авиатор». Василий — собирательный образ предпринимателя, который сидит на «дебеторке». На его месте мог оказаться и продавец билетов, и интернет-магазин телефонов, и кто угодно в торговле.

Как устроен бизнес Василия


  1. Клиенты заказывают на сайте «Авиатора» авиабилеты.


  2. «Авиатор» бронирует их у компании-консолидатора и принимает платежи от клиентов.


  3. С момента бронирования клиенты уже могут лететь, потому что «Авиатор» гарантирует оплату билетов.


  4. В конце месяца «Авиатор» перечисляет консолидатору деньги за билеты, оставляя 2% себе за услуги агента. Консолидатор рассчитывается с авиакомпаниями.


Низкая маржинальность — особенность торговых компаний. Зато и расходы у них небольшие: «Авиатор» тратится только на поддержку хостинга и зарплаты нескольким сотрудникам.

Еще одна особенность бизнеса — длинное кредитное плечо: Василий получает деньги клиента сегодня, а консолидатору платит только через месяц. То есть он рассчитывается каждый день, но с задержкой на месяц. Та сумма, которая все время лежит на счете для отложенного платежа, называется кредиторская задолженность или «кредиторка».

Невидимый убыток

Спойлер: при многомиллионных оборотах «Авиатор» обанкротилась за первый год работы, хотя Василий до последнего считал свою компанию прибыльной.

Билет в среднем стоит 10 000, за первый месяц у «Авиатора» было 1 000 клиентов — на расчетном счете скопилось 10 миллионов. Василий составил отчет о движении денежных средств: 10 млн пришло, 500 тыс. — текущие расходы, то есть денежный остаток 9,5 млн. Все выглядело хорошо.

Но доля «Авиатора» с продаж всего 2%, то есть валовая прибыль — 200 тысяч. И раз текущие расходы составляли 500 тыс., значит, фирма каждый месяц терпела убыток в 300 тысяч.

Чтобы вовремя увидеть реальную финансовую ситуацию, вместо отчета о движении денежных средств Василию нужно было составить отчет о доходах и расходах. Он учитывает обязательства вне зависимости от того, когда придется по ним расплачиваться.

Средства, которые Василий получил от клиентов, медленно таяли — за первые три месяца от 9,8 млн осталось только 8,9. С такими темпами кредиторки хватило бы, чтобы три года покрывать убытки «Авиатора» чужими деньгами. Но вскоре ситуация изменилась.

Жирные месяцы

На четвертый месяц жизни «Авиатора» начался предновогодний сезон, продажи выросли с 10 до 12 млн, а прибыль — с 200 до 240 тыс. Поскольку выплаты запаздывают на месяц, Василий, получив 12 млн выручки, рассчитался с поставщиками за прошлый период, то есть за 10-миллионные продажи. Таким образом, его банковский счет пополнился не только дополнительными 40 тыс. прибыли, но и новой кредиторской задолженностью. На счете вместо 8,9 млн стало 10,6 млн.

Если бы Василий составил отчет о доходах и расходах, то увидел бы: единственный эффект от роста продаж в четвертом месяце — сокращение убытка «Авиатора» с 300 тыс. до 260 тыс. При этом компания продолжает генерировать убыток. Но Василий следит только за движением средств на счете: 12 млн пришло, 500 тыс. текущие расходы, 9,8 млн отдал поставщикам — за месяц на расчетном счете прибавилось 1,7 млн. Выглядит, как рост.

И этот рост продолжается: в следующем месяце продажи поднимаются до 14 млн, потом — до 18. Зачем таким деньгам просто лежать на счетах? Василий инвестирует в разработку новой версии сайта-витрины. А еще увеличивает текущие расходы: переезжает в просторный офис, нанимает помощников, покупает кондиционер и итальянскую кофемашину «Ла Виктория Ардуино».

Наконец, через четыре месяца высокий сезон завершается на отметке 20 млн выручки, валовая прибыль к этому моменту повышается с 200 до 400 тысяч. Все пьют шампанское. За это время Василий увеличил текущие расходы в три раза, к тому же отдал 6 млн за разработку нового сайта.

На его счете все еще лежит солидная сумма — 10 млн, но если бы Василий составил отчет о доходах и расходах, то знал бы, что неисполненные обязательства увеличились до 20 млн, то есть фирма в минусе на 10 млн.

Пора тонуть

На восьмой месяц продажи встают. Теперь отсрочка платежа играет против Василия: он должен отдать деньги за месяц, в котором выручка была 20 млн, а текущая выручка — 10 млн. Отчет о движении денежных средств, наконец, показывает проблему, но уже поздно: остаток на счете уходит в минус на 920 тыс. Это кассовый разрыв, который не покрыть текущей выручкой.

Инвестировать в развитие сайта, конечно, сразу перестали. Но текущие затраты еще долгое время по инерции остаются выше 500 тыс. — не так просто найти офис поскромнее и уволить помощников. После четырех месяцев высокого сезона Василий остался со старой проблемой убыточности бизнеса и новыми долгами.

Своим инвесторам Василий скажет: «Мы отлично работали полгода, но теперь начался мертвый сезон, и возникли временные трудности. Дайте мне второй шанс, и уже весной компания снова выйдет на прибыль». Если инвесторы не потребуют отчет о доходах и расходах, то выделят средства, и «Авиатор» пойдет на второй круг: покроет инвестициями накопленные убытки и снова начнет медленно проедать кредиторку. Весной начнется рост продаж, Василий снова раздует расходы, и летом опять выйдет из высокого сезона в минусе. Разговор с инвесторами повторится.

Cтоило потерпеть

Проблема началась с того, что Василий перепутал кредиторку с заработком. Чтобы не повторить историю «Авиатора», составляйте не только отчет о движении денежных средств, но и о доходах и расходах. В нем вы учтете все обязательства — перед работниками, арендаторами, поставщиками — вне зависимости от того, когда придется платить по счетам.

Какое-то время проедать кредиторку можно. Но только если вы видите убыточность своего бизнеса и составили бизнес-план, чтобы через несколько месяцев отдать поставщикам деньги. Если бы Василий все рассчитал, он бы убедился, что разработка сайта за 6 млн не окупится даже за несколько лет. И, если нет плана выхода в прибыль, то «Авиатор» лучше закрыть, не дожидаясь десятимиллионного убытка.

Учитесь «красить деньги»

Умение отделять свои деньги от чужих — одна из основ здорового бизнеса. Но просто так деньги не «покрасишь»: вам нужна рабочая финансовая модель, наподобие той, что мы составили для этой рассылки. Если бы у Василия была такая модель, он бы мог спасти компанию. Но, увы...

Надеемся, вы не повторите его судьбу.

Подготовлено при помощи компании Мегапрорыв.



Для чего, для кого всё это так красочно расписано? Неужели очевидные вещи надо таким странным образом пояснять?
Рассмотренная ситуация - полный бред. Или такие "предприниматели" всё же бывают?!
Алексей, вы пропустили целый пласт истории, когда люди покупали билеты через агрегатор, оплачивали, а им потом снимали бронь и отказывали в вылете, не возвращая денег. Реальные имена компаний называть не буду, гугль в помощь.
Так это уже не ошибка, а криминал. Всё они прекрасно понимали в бухгалтерии и финансовых потоках.
А вот как потребителю снаружи это увидеть - вопрос. Боюсь, что статья здесь никак не поможет :)
"Так это уже не ошибка, а криминал. Всё они прекрасно понимали в бухгалтерии и финансовых потоках."

И опять категорически соглашусь.
Приведенный пример - частный случай. Я общаюсь с некоторыми торговцами на рынке. основной смысл их торговли это накопить денег на следующую партию товара, погасить расходы и взять в конце дня 500 р. на еду. Всё.
потому что термин "кассовый разрыв" им не знаком...
Только что хотел задать совершенно аналогичный вопрос, но вижу, что его уже задал Алексей.
Более того - по-моему, людям, которым данную ситуацию надо объяснять вообще противопоказано заниматься бизнесом.
Вы будете удивлены, но у меня есть такой партнер, который не понимает, что не все деньги на расчетном счету его и их можно тратить. .
Мне очень приятно это слышать, к счастью, он партнер моего не единственного бизнеса, так что лодка только качнулась, но еще не начала черпать бортом, вовремя увидел...
Это не бред. Такие предприниматели не просто бывают. Так жила (живет) практически вся мировая экономика - на модели роста продаж. Большинство российских импортеров и дистрибьюторов генерировали убытки много лет подряд. Огромное количество оптовиков в СМБ жили точно также. Сейчас находятся на грани разорения.
Ну тогда "модель роста продаж" ничем не отличается от пирамиды МММ и, по своему содержанию, должна быть приравнена к мошенничеству.
Существование такой экономики исчерпывающе характеризует ущербность капиталистического способа производства. А то, что общество с этим мирится, характеризует каждого из нас, как мошенника и вредителя самому себе.
Отличается. Рекомендую посмотреть вот это видео: http://www.youtube.com/watch?v=8BaNOlIfMLE

Лучше свободного рыночного капитализма пока ничего не придумало. Об ущербности говорить рано.
До кризиса 2008 года у нас был расцвет таких вот кредитных миллионеров))) Дети Лейтенанта Шмидта, Осипова, Манна и т.д. и им подобные шли к успеху, но... не свезло)))

Но то, что они не знают, что тратят на шубы шлюхам и мазератти себе любимым, чужие деньги, это заблуждение. Все они знают, но... надеются на лучшее))) Типа - а вдруг повезет и долги, как беременность малолетки, сами-собой рассосутся)))

Edited at 2015-11-20 08:17 am (UTC)
Старый народный принцип: ввяжемся в драку, а там посмотрим. )