Как победить бардак. Урок 1

Урок 1.
Деньги еще ничего
не значат

Цель: научиться отличать деньги от обязательств;
понять, почему деньги — не показатель здоровья бизнеса.

Сложность: ■■■■■

Здравствуйте!

Кажется, что бизнес — это про деньги: приход, расход, аванс, зарплаты, налоги и так далее. И до тех пор, пока у компании есть деньги, все в порядке. Но это глубокое, горькое заблуждение.

На самом деле бизнес — это не деньги, а обязательства и активы. Давайте рассмотрим пример.

Это Федор, он руководитель кинокомпании. Федор хочет снять фильм про космос. Вот что у него есть:

Федор, кинопродюсер


  • Активы: знания, опыт, знакомства

  • Деньги: 0$

  • Обязательства: 0$

Может показаться, что в сером боксе мы приводим баланс. На самом деле это не баланс. О балансе мы будем говорить позднее. Пока что это просто инвентаризация того, что есть в распоряжении нашего воображаемого Федора

Сейчас у Федора нет денег. Но у него есть нематериальные активы — голова на плечах и записная книжка с телефонами нужных людей: операторов, осветителей, постановщиков, режиссеров и актеров. Если Федор захочет снять фильм, ему достаточно найти деньги.

Федор идет в дружественный банк и берет взаймы условный миллион долларов под 15% годовых. Через год он должен отдать 1 150 000$. Вот его нынешнее состояние:


  • Активы: знания, опыт, знакомства

  • Деньги: + 1 000 000 $

  • Обязательства: – 1 150 000 $

Федор нанимает команду: актеров, режиссеров, сценаристов, костюмеров, арендует оборудование, туда-сюда, снимает фильм. Через 9 месяцев Федор потратил все деньги, но зато сделал фильм:


  • Активы: знания, опыт, знакомства + фильм

  • Деньги: 0 $

  • Обязательства: – 1 150 000 $

Федор выпускает фильм в прокат и зарабатывает 5 миллионов. Отдает кредит 1 150 000$. Остается 3 850 000$, а также фильм в копилке, укрепленные связи и бесценный жизненный опыт:


  • Активы: знания + 50, опыт + 50, знакомства + 50, фильм

  • Деньги: 3 850 000 $

  • Обязательства: 0 $

Мы специально привели в пример фильм, а не торговлю или оказание услуг, чтобы стало ясно: деньги — это средство, а не смысл бизнеса. Бизнес прибыльный не потому, что в нем много денег. Бизнес прибыльный потому, что он имеет хорошие активы и умеет генерировать обязательства.

Обязательства

Обязательства — это то, что вы должны другим или другие должны вам. Например:


  • Клиент сделал предоплату → у вас появилось обязательство сделать ему сайт

  • Вы наняли человека на работу → у вас появилось обязательство платить ему зарплату

  • Вы сделали предоплату поставщику → у него появилось обязательство отгрузить вам товар

  • Вы отгрузили товар клиенту → у него появилось обязательство оплатить товар

Если должны вам, то это дебиторская задолженность. Если должны вы — кредиторская.

Дебиторка — вам должны.
Кредиторка — вы должны.

Чтобы бизнес был прибыльным, нужно, чтобы сумма его обязательств перед другими была меньше, чем сумма обязательств других перед ним. То есть чтобы бизнес был должен меньше, чем другие должны ему.

Например, прибыльная веб-студия делает сайты:




Кредиторка

Дебиторка

Зарплата сотрудникам:


– 500 000 Р

Клиент оплачивает:


+ 1 500 000 Р

Оборудование:


– 200 000 Р

Связь, аренда, прочее:


– 100 000 Р

Итого: – 800 000 Р

Итого: +1 500 000 Р

Вот как будет выглядеть ее денежный поток, если клиент вносит предоплату 100%:

Полет нормальный

А вот что будет, если клиент вносит предоплату 50%, а потом еще 50% после завершения проекта:

Еле хватило

А вот что будет, если предоплата 20%, а остальное — в конце:

А это, батенька, кассовый разрыв

Одна и та же студия, одни и те же обязательства. Но в последнем случае кажется, будто бизнесу крышка: денег нет, платить зарплату нечем. На самом деле ничего страшного: это всего лишь кассовый разрыв, который относительно несложно закрыть — если знать, что вы делаете.

Прибыльность бизнеса — это не деньги на счетах, а соотношение обязательств. Сегодня у вас может не быть денег, но зато вам все должны. И наоборот: у вас может лежать миллион долларов, но если вы должны полтора — плохо дело.

Прибыльность бизнеса — это не деньги на счетах, а соотношение обязательств.

Зачем учитывать обязательства

Обязательства нужно учитывать для того, чтобы понимать общую эффективность бизнеса: он вообще умеет зарабатывать деньги или нет? Неважно, как у него дела конкретно сейчас. Учет обязательств помогает понять, сжигаем ли мы деньги, работаем в ноль или зарабатываем.

В управленческом учете за обязательства отвечает отчет о прибылях и убытках — Profit and Loss, P&L. Он показывает, что в таком-то периоде возникли такие-то обязательства, и они как-то соотносятся.

Трудность этого учета в том, что им нужно заниматься целенаправленно, а на это нет времени и сил. Если бы существовала система автоматического учета обязательств, мы бы тут с вами не сидели. А так — ждите следующего урока, в нем как раз будем говорить об этом отчете.

Запомнить

Здоровье бизнеса показывают не деньги на счетах, а обязательства: сколько должны вам и сколько должны вы.

Дебиторская задолженность — это сколько должны вам.

Кредиторская — сколько должны вы.

Обязательства учитывать сложно, но это необходимо, чтобы понимать состояние бизнеса.

Курс Финолога «12 шагов к порядку в учете».